БИБЛИОТЕКА
МЕДИА
магазин
ПОДДЕРЖАТЬ
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ
أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
Сура 49. Аль-Худжурат (Комнаты), 13-й аят
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ
أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
Сура 49. Аль-Худжурат (Комнаты), 13-й аят
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.
يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ
أَتْقَاكُمْ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
Сура 49. Аль-Худжурат (Комнаты), 13-й аят
О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.
Орстхойцы
Орстхой (варианты самоназв.: арштхой/эрштхой; в русскояз. лит.: орстхойцы/орстхоевцы; экзоэтн.: балойцы, балсурцы, карабулаки) — историческая вайнахская народность, в наши дни отдельная вайнахская этногруппа (некоторые представители проявляют многоуровневое национальное самосознание, самоидентифицируя себя в составе ингушей или чеченцев). Родина орстхой — верховья рек Асса и Фортанга; область расселения иногда называют Орстхой-Мохк (совр. бо́льшая часть Сунженского района РИ, Серноводский район ЧР и приграничная часть Ачхой-Мартановского района ЧР). Бо́льшая часть орстхой подчёркивают собственную этническую идентичность, со своим (отдельным от ингушей и чеченцев) историческим прошлым и самобытным путём развития. Вопрос этнической принадлежности орстхой крайне политизирован в вайнахской среде, часто ингуши и чеченцы претендуют на родственность с орстхой и показывают важность орстхойского компонента в этногенезе своих народов: так в традиции ингушской этноиерархии орстхой — один из семи шахаров, а в чеченской традиции — один из девяти тукхумов.
Не позднее XVI в. (версия: в XIV в.) часть орстхой переселилась на восток — в Терско-Сулакское междуречье (совр. Дагестан), где они составили значительный компонент в этногенезе аккинцев-ауховцев. К XVIII в. орстхой расселились из традиционных мест проживания севернее — в долину реки Сунжа, где основали селения Элдархан-Гала, Обург-Юрт, Сипсо-Гала, Эна-Хишка, Гажар-Юрт, Эха-Борзе и др. (соответ. совр. Карабулак, Троицкая, Орджоникидзевская, Серноводская, Нестеровская, Ассиновская). Здесь они сформировали военно-политический союз, бывший одним из самых крупных вайнахских «вольных обществ». В результате Кавказской войны бо́льшая часть орстхой была истреблена, 1366 семей выселилось в Османскую империю, откуда часть вернулись в Россию в 70-х годах XIX века. Неэмигрировавшие и вернувшиеся орстхой, наряду с другими вайнахами, в XX веке пережили интеграцию в социалистическое общество СССР и депортацию в Среднюю Азию (почти все позднее вернулись). На рубеже XX и XXI веков значительное влияние на жизнь орстхой, как и всего населения северокавказского региона, оказал военный конфликт пытавшейся самоопределиться Ичкерии.
В наши дни орстхой проживают в основном в Ингушетии и Чечне. Имеются небольшие группы орстхой в ряде стран Ближнего Востока — Иордании, Сирии и Турции. Язык — орстхойский диалект аккинско-орстхойского наречия. Основная религия среди верующих — ислам суннитского толка. В официальных переписях населения СССР и современной России орстхой не фиксировались, однако, в связи с растущим уровнем национального самосознания и интересом к собственной истории, представители орстхой активно заявляют о собственной этнической идентичности.
Орстхойцы
Орстхой (варианты самоназв.: арштхой/эрштхой; в русскояз. лит.: орстхойцы/орстхоевцы; экзоэтн.: балойцы, балсурцы, карабулаки) — историческая вайнахская народность, в наши дни отдельная вайнахская этногруппа (некоторые представители проявляют многоуровневое национальное самосознание, самоидентифицируя себя в составе ингушей или чеченцев). Родина орстхой — верховья рек Асса и Фортанга; область расселения иногда называют Орстхой-Мохк (совр. бо́льшая часть Сунженского района РИ, Серноводский район ЧР и приграничная часть Ачхой-Мартановского района ЧР). Бо́льшая часть орстхой подчёркивают собственную этническую идентичность, со своим (отдельным от ингушей и чеченцев) историческим прошлым и самобытным путём развития. Вопрос этнической принадлежности орстхой крайне политизирован в вайнахской среде, часто ингуши и чеченцы претендуют на родственность с орстхой и показывают важность орстхойского компонента в этногенезе своих народов: так в традиции ингушской этноиерархии орстхой — один из семи шахаров, а в чеченской традиции — один из девяти тукхумов.
Не позднее XVI в. (версия: в XIV в.) часть орстхой переселилась на восток — в Терско-Сулакское междуречье (совр. Дагестан), где они составили значительный компонент в этногенезе аккинцев-ауховцев. К XVIII в. орстхой расселились из традиционных мест проживания севернее — в долину реки Сунжа, где основали селения Элдархан-Гала, Обург-Юрт, Сипсо-Гала, Эна-Хишка, Гажар-Юрт, Эха-Борзе и др. (соответ. совр. Карабулак, Троицкая, Орджоникидзевская, Серноводская, Нестеровская, Ассиновская). Здесь они сформировали военно-политический союз, бывший одним из самых крупных вайнахских «вольных обществ». В результате Кавказской войны бо́льшая часть орстхой была истреблена, 1366 семей выселилось в Османскую империю, откуда часть вернулись в Россию в 70-х годах XIX века. Неэмигрировавшие и вернувшиеся орстхой, наряду с другими вайнахами, в XX веке пережили интеграцию в социалистическое общество СССР и депортацию в Среднюю Азию (почти все позднее вернулись). На рубеже XX и XXI веков значительное влияние на жизнь орстхой, как и всего населения северокавказского региона, оказал военный конфликт пытавшейся самоопределиться Ичкерии.
В наши дни орстхой проживают в основном в Ингушетии и Чечне. Имеются небольшие группы орстхой в ряде стран Ближнего Востока — Иордании, Сирии и Турции. Язык — орстхойский диалект аккинско-орстхойского наречия. Основная религия среди верующих — ислам суннитского толка. В официальных переписях населения СССР и современной России орстхой не фиксировались, однако, в связи с растущим уровнем национального самосознания и интересом к собственной истории в среде северокавказских народов, представители орстхой активно проявляют интерес к собственной этнической идентичности.