Первые исследования средневековых
вайнахов пришлись на советский период и имели некоторые искажения и замалчивания, что было связанно с идеологическими установками того времени. В средине XX века советским правительством была осуществлена
депортация вайнахов, что стало для них трагедией и значительно отразилось на всех сферах жизни северокавказского региона. Историческая наука также подверглась идеологическому давлению, исследователям приходилось следовать указанной правительством «антивайнахской» политике — археологи не могли использовать местные этнические названия для автохтонных памятников. Учёные были вынуждены описывать памятники как варианты
аланской или алано-
хазарской культур, связывая с ними не только
катакомбные захоронения, но и погребения XIII—XIV вв.еков в каменных ящиках, явно принадлежавшие вайнахам
[68][~ 35]. В 1957 году произошло восстановление ЧИАССР, но некоторые сложности в изучении вайнахской истории остались, так, иногда, местные археологические материалы могли быть собраны, но полноценно не опубликованы (например, такая ситуация сложилась по цечойскому селению
Цеча-Ахки[70]).