МЕДИА
магазин
ПОДДЕРЖАТЬ
медиа
магазин
поддержать
медиа
медиа
магазин
магазин
поддержать
поддержать
Орстхой являются этногруппой обособленной по языку и национальному самосознанию в нахской этнической общности[~ 26]. Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему для обозначения существовавших в их среде форм этно-социальных объединений. Структура нахских племён состояла из групп разной численности и статуса, до наших дней дошли такие их названия как некъи, гар, вар и тайп. С XIX века в российском кавказоведении разноимённые северокавказские этно-социальные объединения, в том числе и нахские, стали называть обществами или вольными обществами. Термин иногда применяется и в наши дни, параллельно с такими понятиями как род или племя.

Общие сведения

Этно-социальная иерархия

Общие сведения

Орстхой являются этногруппой обособленной по языку и национальному самосознанию в нахской этнической общности[~ 26]. Как и многие народы на определённом этапе своего развития, нахи использовали сложную систему для обозначения существовавших в их среде форм этно-социальных объединений. Структура нахских племён состояла из групп разной численности и статуса, до наших дней дошли такие их названия как некъи, гар, вар и тайп. С XIX века в российском кавказоведении разноимённые северокавказские этно-социальные объединения, в том числе и нахские, стали называть обществами или вольными обществами. Термин иногда применяется и в наши дни, параллельно с такими понятиями как род или племя.

Этно-социальная иерархия

Тукхумы и шахары
С середины XX века ряд исследователей начали разработывать некую систему, согласно которой бо́льшая часть чеченских тайпов образовывала своеобразные союзы — тукхумы (сначала их было выделено 8, потом 9[~ 27]), а в среде ингушей стали выделять шахары, являвшиеся скорее территориальными единицами, а не только тайповыми союзами (выделяют 7 и более[~ 28]). Одни авторы, принявшие такую систему, считали, что общество Орстхой играло важную роль в истории ингушей — оно занимало место среди семи шахаров, составлявших ингушский народ. Другие авторы утверждали, что Орстхой настолько важен в чеченской этнической общности, что считается одним из девяти тукхумов образующих чеченский народ (например, среди девяти звёзд, символизирующих чеченские тукхумы на гербе ЧРИ и флаге ОКЧН, одна — это Орстхой). Сегодня существует мнение, что тукхумы и шахары — это дефиниции для обозначения племени/рода или исторически связанного с ним района в Ингушетии и Чечне[54].
С середины XX века ряд исследователей начали разработывать некую систему, согласно которой бо́льшая часть чеченских тайпов образовывала своеобразные союзы — тукхумы (сначала их было выделено 8, потом 9[~ 27]), а в среде ингушей стали выделять шахары, являвшиеся скорее территориальными единицами, а не только тайповыми союзами (выделяют 7 и более[~ 28]). Одни авторы, принявшие такую систему, считали, что общество Орстхой играло важную роль в истории ингушей — оно занимало место среди семи шахаров, составлявших ингушский народ. Другие авторы утверждали, что Орстхой настолько важен в чеченской этнической общности, что считается одним из девяти тукхумов образующих чеченский народ (например, среди девяти звёзд, символизирующих чеченские тукхумы на гербе ЧРИ и флаге ОКЧН, одна — это Орстхой). Сегодня существует мнение, что тукхумы и шахары — это дефиниции для обозначения племени/рода или исторически связанного с ним района в Ингушетии и Чечне[54].
Тукхумы и шахары
Этническая принадлежность
Историческая родина орстхой занимает пограничное географическое положением между различными нахскими этногруппами, с запада от них сформировавшими ингушский народ, а с востока — чеченский. В связи с этим, среди вайнахов, отличающихся высоким уровнем национального самосознания, периодически возникают споры — некоторые исследователи видят в орстхой восточных ингушей[~ 29], а другие — западных чеченцев[~ 30]. В Российской империи народность орстхой была известна, достаточное количество исследователей территорий современных Ингушетии и Чечни называют, помимо ингушей и чеченцев, карабулаков — под этим экзоэтнонимом была известна тогда народность орстхой русским[12].
Этническая принадлежность
Историческая родина орстхой занимает пограничное географическое положением между различными нахскими этногруппами, с запада от них сформировавшими ингушский народ, а с востока — чеченский. В связи с этим, среди вайнахов, отличающихся высоким уровнем национального самосознания, периодически возникают споры — некоторые исследователи видят в орстхой восточных ингушей[~ 29], а другие — западных чеченцев[~ 30]. В Российской империи народность орстхой была известна, достаточное количество исследователей территорий современных Ингушетии и Чечни называют, помимо ингушей и чеченцев, карабулаков — под этим экзоэтнонимом была известна тогда народность орстхой русским[12].
Причисление к ингушам
Ряд исследователе относит орстхой к ингушам, называя их «ингушской этнической единицей» (Л. У. Тариева и др., 2009[4]), «ингушским обществом» (Н. М. Барахоева и др., 2016[5]; Н. Д. Кодзоев, 2021[7]), «людьми тукхама ингушского народа» (И. А. Кодзоев, 2018[6]).
Ряд исследователе относит орстхой к ингушам, называя их «ингушской этнической единицей» (Л. У. Тариева и др., 2009[4]), «ингушским обществом» (Н. М. Барахоева и др., 2016[5]; Н. Д. Кодзоев, 2021[7]), «людьми тукхама ингушского народа» (И. А. Кодзоев, 2018[6]).
Причисление к ингушам
Причисление к чеченцам
В 1990 году инициативная группа орстхой направила письмо в газету «Комсомольское племя«[~ 31], выразив несогласие с попытками ряда чеченских деятелей и исследователей, в частности, М. А. Мамакаева и Д. А. Хожаева, отнести орстхой к чеченскому народу. Авторы письма обращали внимание, что такое соотнесение делалось исследователями «без всяких оговорок и комментариев» и что это «по меньшей мере бестактно». Также авторы оставили за собой право высказаться от «десятков тысяч орстхоевцев» сообщая, что «утверждения Д. Хожаева до сих пор вызывали улыбку или недоумение, но всерьёз мы это не воспринимали». Однако, после газетной статьи Д. Хожаева «Кто такие чеченцы?», группа орстхой решила написать открытое письмо, так как они «решительно не согласны» с его статьёй, где орстхой были безосновательно причислены к чеченцам, и даже не с собственным диалектом, а только говором[12].
В 1990 году инициативная группа орстхой направила письмо в газету «Комсомольское племя«[~ 31], выразив несогласие с попытками ряда чеченских деятелей и исследователей, в частности, М. А. Мамакаева и Д. А. Хожаева, отнести орстхой к чеченскому народу. Авторы письма обращали внимание, что такое соотнесение делалось исследователями «без всяких оговорок и комментариев» и что это «по меньшей мере бестактно». Также авторы оставили за собой право высказаться от «десятков тысяч орстхоевцев» сообщая, что «утверждения Д. Хожаева до сих пор вызывали улыбку или недоумение, но всерьёз мы это не воспринимали». Однако, после газетной статьи Д. Хожаева «Кто такие чеченцы?», группа орстхой решила написать открытое письмо, так как они «решительно не согласны» с его статьёй, где орстхой были безосновательно причислены к чеченцам, и даже не с собственным диалектом, а только говором[12].
Причисление к чеченцам
Самосознание
Ряд исследователей выделяет орстхой как отдельную этногруппу, называя их «вайнахской этнической единицей/родоплеменным объединением» (А. С. Куркиев, 2005[48]).
В 1990 году орстхой заявляли, что живя среди ингушей и чеченцев, большая их часть, хотя и записывается ингушами или чеченцами и говорит на ингушском или чеченском, но осознают себя орстхой и прекрасно разбираются в своей родословной[12]. Ситуация, когда в одной семье один брат записывается ингушом, а другой чеченцем, была высмеяна чеченским исследователем Д. А. Хожаевым, он называл таких людей неграмотными, невежественными обывателями[51]. Инициативная группа орстхой в открытом письме возмутилась оскорблениями Д. А. Хожаева, посоветовав всем, кто пишет на темы этногенеза «соблюдать большой такт, сдержанность и быть предельно объективными», также констатируя, что «процесс складывания народов непрост, а чрезвычайно долог, порой драматичен, но в любом случае — это объективный процесс, и никому ещё не удавалось его подтолкнуть или подправить по своему усмотрению». Возможно, авторы намекали на болезненный процесс ассимиляции орстхой, так как восстановление их этноса после Кавказской войны, мухаджирства, депортации и интеграции в советское общество представляется достаточно сложным. Самими орстхой высказывалось мнение, что в рамках идейных установок СССР в отношении них, как и в отношении некоторых других народностей, действовало нивелирование национальных особенностей в угоду объединительным тенденциям и это привело к тому, что «с этнической карты страны исчезли целые народы»[12].
Ряд исследователей выделяет орстхой как отдельную этногруппу, называя их «вайнахской этнической единицей/родоплеменным объединением» (А. С. Куркиев, 2005[48]).
Самосознание
В 1990 году орстхой заявляли, что живя среди ингушей и чеченцев, большая их часть, хотя и записывается ингушами или чеченцами и говорит на ингушском или чеченском, но осознают себя орстхой и прекрасно разбираются в своей родословной[12]. Ситуация, когда в одной семье один брат записывается ингушом, а другой чеченцем, была высмеяна чеченским исследователем Д. А. Хожаевым, он называл таких людей неграмотными, невежественными обывателями[51]. Инициативная группа орстхой в открытом письме возмутилась оскорблениями Д. А. Хожаева, посоветовав всем, кто пишет на темы этногенеза «соблюдать большой такт, сдержанность и быть предельно объективными», также констатируя, что «процесс складывания народов непрост, а чрезвычайно долог, порой драматичен, но в любом случае — это объективный процесс, и никому ещё не удавалось его подтолкнуть или подправить по своему усмотрению». Возможно, авторы намекали на болезненный процесс ассимиляции орстхой, так как восстановление их этноса после Кавказской войны, мухаджирства, депортации и интеграции в советское общество представляется достаточно сложным. Самими орстхой высказывалось мнение, что в рамках идейных установок СССР в отношении них, как и в отношении некоторых других народностей, действовало нивелирование национальных особенностей в угоду объединительным тенденциям и это привело к тому, что «с этнической карты страны исчезли целые народы»[12].
Таблица 3. Родовой состав орстхой
Общества и родовые ветви
(тайпы, некъе и гары)
Происхождение
(родовой аул)
1973[57], 2005[58], 2013[59]
1973[57]
1973[57], 1975[60]
1973[57]
1973[57], 1975[60], 2005[61]
1975[60]
Этногенез
Гачхановы
жители местности Яндаре: Аккий, Цесий, Цечой
Состав
Ряд исследователей выделяли в вайнахской среде «коренные чеченские тайпы», пытаясь найти отличительный признак некоторой группы, относящийся к её происхождению (сродни понятию «чистота крови»). Так орстхой тайпы Галай, Гандалой, Мержой, Мужахой, Цечой и, иногда причисляемый к орстхой, тайп Ялхорой, по каким-то причинам могли указывать как некие «коренные чеченские тайпы»[~ 32]. Ряд исследователей называли орстхойским тайп Гарчой[57], однако, такой тайп фактически на зафиксирован, но существует фамилия Гарчхановы, как подразделение тайпа Цечой.
Фамилии
Таблица 3. Родовой состав орстхой
Состав
Состав орстхойского общества, его деление на тайпы, некъи и гары, на сегодняшний день этнографами тщательно не исследован и однозначная классификация этих объединений является предметом дискуссий. Верны утверждения, указывавшие общества Галай, Мержой, Цечой и Ялхарой, как предков орстхой, однако, также верно называть эти общества и в составе орстхой, так как позднее на них распространилось наименование Орстхой. Сегодня принадлежность к орстхой горных нахов определяется следующим образом: 1) выходцы из общества Акка указывались как предки орстхой, но не входили в их состав и считались просто родственной этногруппой; 2) общество Галай иногда относили то орстхой, то считали его отдельной этногруппой; 3) представители обществ Мержой считались орстхой, но часто не указывалось, что они также участвовали и в этногенезе другой нахской этногруппы — аккинцев-ауховцев; А. С. Сулейманов про мержойцев приводил информацию, что сами себя они относят к орстхой, но орстхой не считают их своими; 4) представители обществ Цечой считались орстхой, но часто не указывалось, что они также участвовали в этногенезе другой нахской этногруппы — аккинцев-ауховцев; А. С. Сулейманов особенно выделял цечойцев, указывая их родовой аул Цеча-Ахки как родину орстхой; 5) общество Ялхарой иногда относили то к орстхой, то считали его отдельной этногруппой; 6) А. С. Сулейманов отдельно выделял общество Мужганхой, в след за ним это общество стали повторять в своих списках орстхойских обществ другие исследователи, однако, вероятно, Мужганхой — это только другой вариант наименования общества Мужахой.
Общества и родовые ветви
(тайпы, некъе и гары)
Происхождение
(родовой аул)
Этногенез
Фамилии
1973[57], 2005[58], 2013[59]
1973[57]
1973[57], 1975[60]
1973[57]
1973[57], 1975[60], 2005[61]
1975[60]
жители местности Яндаре: Аккий, Цесий, Цечой
Гачхановы
Расселение и численность
Орстхой соседствовали с горными аккинцами и ялхоройцами (иногда этот тайп включают в состав орстхой). По А. С. Сулейманову, соседями орстхой были: в горах на юге и западе — ингушские шахары, на востоке — тайпы Ялхорой и Галай, однако замечание автора про Галай не ясно, так как далее по тексту исследователь указывает (как и многие другие источники), что Галай входил в состав орстхой[~ 33][62][63].
См. также: Орстхой-Мохк
С периода позднего средневековья орстхой проживали в верховьях реки Асса, верховьях и среднем течении реки Фортанга, на территориях прилегающих к озеру Галанчёж; после расселения части орстхой с гор на равнину по среднему течению Сунжи, на востоке — до реки Гехи, на западе — до Яндырки[~ 34][12]. Некоторые исследователи упоминают топоним Орстхой-Мохк — охватывающий территорию проживания орстхой — территория его точно не определена и примерно включала современные районы: Ингушетия — Сунженский и часть Назрановского, Чечня — Серноводский и часть Ачхой-Мартановского, Осетия — часть Пригородного. Некоторая группа орстхой расселилась далее на восток — на территории современного Дагестана, где участвовала в этногенезе аккинцев-ауховцев.
В XX веке расселение и численность орстхой не фиксировалась официальными переписями населения СССР и современной России. В 1990 году инициативная группа орстхой написала статью в грозненскую газету «Комсомольское племя«[~ 31], где, помимо прочего, авторами были указаны районы проживания и приблизительное число орстхой (территория СССР: от 45 000 до 60 000 человек)[12], а в 1999 году некоторые демографические сведения об орстхой сообщал социолог М. М. Юсупов в бюллетене «EAWARN» издательства ИАЭ РАН[64] (информация из газеты и бюллетеня использовалась в работе советско-российского учёного В. А. Шнирельмана[65]). Расселение и численность орстхой в 90-е годы XX века согласно этим двум источникам (период позднего СССР):
  • Ачхой-Мартановский район[12][66] — орстхой проживают, но количественных данных нет; например, орстхойские семьи в селение Бамут (Гандалоевы, Мержоевы и др.)[12].
  • Малгобекский район[12][66] — орстхой проживают, но количественных данных нет; например, в селении Сагопши из 5 000 жителей 4 000 орстхой, причём фамилии могут быть представлены целым кварталом или улицей (Белхороевы, Боковы, Булгучёвы, Галаевы, Гандалоевы, Кориговы, Мержоевы, Мужухоевы, Фаргиевы, Цечоевы и др.)[12].
  • Назрановский район[12][66] — более 10 000 орстхой; например, в селениях Плиево, Сурхахи, Экажево и Яндаре от 10% до 30% орстхой[12].
  • Сунженский район[12][66] — от 10 000 до 15 000 орстхой; например, в селениях Верхний Алкун и Алхасты до 90% орстхой (Галаевы, Белхороевы, Боковы, Булгучёвы, Кориговы, Мержоевы, Фаргиевы, Цечоевы и др.), в селениях Карабулак, Нестеровская и Орджоникидзевская — несколько тысяч орстхой[12].
  • Город Грозный[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
  • Другие регионы СССР[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
  1. Пригородный район и город Владикавказ (Северная Осетия)[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
  2. Казахстан[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
Расселение и численность
  • Ачхой-Мартановский район[12][66] — орстхой проживают, но количественных данных нет; например, орстхойские семьи в селение Бамут (Гандалоевы, Мержоевы и др.)[12].
  • Малгобекский район[12][66] — орстхой проживают, но количественных данных нет; например, в селении Сагопши из 5 000 жителей 4 000 орстхой, причём фамилии могут быть представлены целым кварталом или улицей (Белхороевы, Боковы, Булгучёвы, Галаевы, Гандалоевы, Кориговы, Мержоевы, Мужухоевы, Фаргиевы, Цечоевы и др.)[12].
  • Назрановский район[12][66] — более 10 000 орстхой; например, в селениях Плиево, Сурхахи, Экажево и Яндаре от 10% до 30% орстхой[12].
  • Сунженский район[12][66] — от 10 000 до 15 000 орстхой; например, в селениях Верхний Алкун и Алхасты до 90% орстхой (Галаевы, Белхороевы, Боковы, Булгучёвы, Кориговы, Мержоевы, Фаргиевы, Цечоевы и др.), в селениях Карабулак, Нестеровская и Орджоникидзевская — несколько тысяч орстхой[12].
  • Город Грозный[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
  • Другие регионы СССР[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
В XX веке расселение и численность орстхой не фиксировалась официальными переписями населения СССР и современной России. В 1990 году инициативная группа орстхой написала статью в грозненскую газету «Комсомольское племя«[~ 31], где, помимо прочего, авторами были указаны районы проживания и приблизительное число орстхой (территория СССР: от 45 000 до 60 000 человек)[12], а в 1999 году некоторые демографические сведения об орстхой сообщал социолог М. М. Юсупов в бюллетене «EAWARN» издательства ИАЭ РАН[64] (информация из газеты и бюллетеня использовалась в работе советско-российского учёного В. А. Шнирельмана[65]). Расселение и численность орстхой в 90-е годы XX века согласно этим двум источникам (период позднего СССР):
С периода позднего средневековья орстхой проживали в верховьях реки Асса, верховьях и среднем течении реки Фортанга, на территориях прилегающих к озеру Галанчёж; после расселения части орстхой с гор на равнину по среднему течению Сунжи, на востоке — до реки Гехи, на западе — до Яндырки[~ 34][12]. Некоторые исследователи упоминают топоним Орстхой-Мохк — охватывающий территорию проживания орстхой — территория его точно не определена и примерно включала современные районы: Ингушетия — Сунженский и часть Назрановского, Чечня — Серноводский и часть Ачхой-Мартановского, Осетия — часть Пригородного. Некоторая группа орстхой расселилась далее на восток — на территории современного Дагестана, где участвовала в этногенезе аккинцев-ауховцев.
См. также: Орстхой-Мохк
Орстхой соседствовали с горными аккинцами и ялхоройцами (иногда этот тайп включают в состав орстхой). По А. С. Сулейманову, соседями орстхой были: в горах на юге и западе — ингушские шахары, на востоке — тайпы Ялхорой и Галай, однако замечание автора про Галай не ясно, так как далее по тексту исследователь указывает (как и многие другие источники), что Галай входил в состав орстхой[~ 33][62][63].
  1. Пригородный район и город Владикавказ (Северная Осетия)[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
  2. Казахстан[12] — орстхой проживают, но количественных данных нет.
Также балойцами часть нохчмахкахойцев/ичкеринцев называла горных аккинцев и ялхоройцев.